РОСДОРНИИ принимает участие в Международной специализированной выставке-форуме «Дорога 2022»


Международная специализированная выставка-форум «Дорога 2022» стартовала в Казани 12 октября. Делегация РОСДОРНИИ во главе с генеральным директором Александром Бедусенко принимает участие в мероприятии. Экспозиция Института посвящена приоритетным направлениям деятельности и инновационным разработка, в том числе в области цифровой трансформации транспортного комплекса России.

Выставочная экспозиция

Одной из ключевых частей выставочного стенда стала Система контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (СКДФ), созданная РОСДОРНИИ в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Информационная система содержит актуальную базу автомобильных дорог, аналитические данные о дорожных работах, дорожно-транспортных происшествиях и закупках. Она позволяет проводить мониторинг процессов формирования и использования средств дорожных фондов всех уровней. С 2022 года получила статус федеральной государственной информационной системы, а с 1 марта 2023 года в соответствии с Федеральным законом № 257-ФЗ, внесение владельцами информации об автомобильных дорогах в СКДФ станет обязательным.

Также гостям выставки показали проект по созданию Первой в России Пилотной зоны ИТС в Республике Татарстан на территории ОЭЗ «Алабуга» для апробации интеллектуальных технологий, в том числе, обеспечивающих безопасное движение ВАТС, и стимулятор колёсной нагрузки «ЦИКЛОС», предназначенный для проведения ускоренных испытаний дорожных одежд путем симуляции непрерывного приложения на них заданной циклической нагрузки.

Кроме того, эксперты РОСДОРНИИ представили Программы повышения квалификации специалистов дорожного хозяйства, разработанные в рамках НП БКД, кадровое и техническое оснащение Института для проведения работ по строительному контролю, а также Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения, включающий в себя свыше 360 технологий, 250 конструкций и 790 дорожно-строительных материалов.

Деловая программа

Представители Института посетили ряд деловых мероприятий в первый день работы форума.

Заместитель генерального директора Александр Каменских выступил на круглом столе «Дорожное строительство в России: мосты и искусственные сооружения». Эксперт рассказал коллегам об особенностях нормативно-технического регулирования для обеспечения безопасного и качественного строительства дорожных искусственных сооружений. Отдельная часть доклада была посвящена деятельности РОСДОРНИИ в области ценообразования в дорожном хозяйстве и разработке сметных норм.

«Наши специалисты разработали индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ в I и II кварталах 2022 года по объектам «Искусственные дорожные сооружения»» для 85 субъектов Российской Федерации», – отметил Александр Николаевич.

Также делегация участвовала в сессии «Качество автомобильных дорог: доступность и удовлетворенность пользователей». Модератором дискуссии выступил– заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко.

Александр Бедусенко в своем докладе рассказал о влиянии воздействия нагрузок грузовых транспортных средств на конструктивные элементы автомобильных дорог.

Генеральный директор напомнил, что сегодня автомобильные дороги рассчитываются под нормативные нагрузки 10 и 11,5 тонн на ось. Вместе с тем основная протяженность дорожных конструкций рассчитана под осевые нагрузки 6 и 10 тонн.

«На автомобильных дорогах федерального значения доля таких дорожных конструкций составляет 34%, а на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения конструкции, рассчитанные под нагрузку 11,5 тонн не превышают 4% от их общей протяженности», – уточнил Александр Александрович.

Нередко звучат мнения о необходимости повышения предела нагрузок до 12, 5 и даже до 13,5 тонн – однако превышение осевых нагрузок над расчетными создаст нелинейное увеличение агрессивности воздействия транспортных средств на дорожную конструкцию и приведет к разрыву между ее проектным и фактическим сроком службы.

Александр Бедусенко добавил, что повышение весовых и габаритных параметров на любых юридических и правовых условиях в конечном итоге приведет к скорейшему разрушению объектов транспортной инфраструктуры и ухудшению транспортной безопасности из-за неминуемого распространения практики превышения допустимых весовых и габаритных параметров для всех грузовых транспортных средств.

Руководитель департамента ценообразования Анна Платунова посвятила свое выступление влиянию фактического финансирования ремонта и содержания автомобильных дорог на приведение их в нормативное состояние и межремонтные сроки.

В мае 2017 года были утверждены нормативы финансовых затрат ППРФ 658, предусматривающие переход на увеличение межремонтных сроков по ремонту автомобильных дорог до 12 лет, а по капитальному ремонту – до 24 лет. Аналогичные сроки закреплены в ГОСТ Р 58861-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт и ремонт. Планирование межремонтных сроков», устанавливающем периодичность устройства слоев износа, защитных слоев и поверхностных обработок дорожных покрытий.

«Концепция перехода на увеличенные межремонтные сроки предполагает перераспределение потребности в финансировании за счет усиления капитальности выполняемых мероприятий. Капитальные ремонты и ремонты на дорогах I-III категорий становятся дороже, но проводятся реже. Таким образом общий баланс потребности в финансировании сети дорог после утверждения ППРФ 658 был сохранен», – сказала Анна Александровна.

Асфальтовые дороги с межремонтными сроками 12/24 являются оптимальными по показателю стоимости жизненного цикла. Дальнейшее повышение межремонтных сроков без увеличения финансирования может привести к резкому ухудшению качества российской транспортной сети.

Руководитель департамента обеспечения качества дорожных работ Павел Криушин выступил с докладом о мониторинге качества дорожных работ в субъектах Российской Федерации. Эксперт напомнил, что по поручению заместителя председателя Правительства Российской Федерации Марата Хуснуллина в рамках реализации концепции «Год качества» была разработана программа «Обновленная система качества организации работ при планировании и реализации объектов национального проекта «Безопасные качественные дороги»».

«Важным аспектом, который лег в основу формирования программы, стали результаты выборочного мониторинга качества дорожных работ, проведенного в 2019-2021 годах РОСДОРНИИ по заданию Минтранса России», – уточнил Павел Александрович.

По результатам мониторинга определены направления работы с регионами, которые позволяют повысить уровень качества выполняемых дорожно-строительных работ. На основе этих данных РОСДОРНИИ разработал методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов по проведению самостоятельного контроля функционирования системы управления качеством дорожных работ.

Укрепление сотрудничества

Генеральный директор Александр Бедусенко и заместитель генерального директора Алексей Адам выступили экспертами на Расширенном заседании Межведомственной рабочей группы по вопросам приоритетов импортозамещения в дорожном хозяйстве и вошли в состав жюри «Ярмарки технологий» – это мероприятие объединяет авторов идей по разработке и внедрению инноваций в дорожное хозяйство. Лучшие стартапы пройдут апробацию на российских объектах дорожной сети.

Важной частью работы делегации Института на площадке «Дороги 2022» стало налаживание партнерских связей с отраслевыми образовательными организациями. РОСДОРНИИ и Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет подписали соглашение о сотрудничестве в области науки, развития инновационной деятельности и подготовки кадров.

Также РОСДОРНИИ заключил соглашение о сотрудничестве с Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом. Совместная работа учреждений будет направлена на повышение качества подготовки кадров для дорожной отрасли, проведение совместных исследований в области инновационного развития, цифровой трансформации дорожного хозяйства и внедрения интеллектуальных систем.

Справочная информация

Международная специализированная выставка-форум «Дорога 2022» проходит в Казани с 12 по 14 октября. Мероприятие традиционно проводится в преддверии Дня работников дорожного хозяйства при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации.

Выставка-форум «Дорога» – крупнейшая в стране отраслевая дискуссионная площадка, которая объединяет авторитетных международных экспертов и ключевых представителей дорожно-транспортного комплекса России, производителей материалов и дорожно-строительной техники, представителей науки и бизнеса.

Первоисточник: РОСДОРНИИ