Слаженность механизмов взаимодействия: на круглом столе выставки «Дорога 2022» в Казани обсудили вопросы оказания помощи пострадавшим в ДТП


В ходе мероприятия свои доклады представили эксперты российской Госавтоинспекции, федеральных министерств здравоохранения, по чрезвычайным ситуациям, цифрового развития, транспорта, а также подведомственного Росавтодору учреждения – ФКУ Упрдор Москва – Бобруйск.

Росавтордор на мероприятии представил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Андрей Самарьянов.

Заместитель руководителя российской Госавтоинспекции полковник полиции Ленар Габдурахманов, открывая круглый стол, подчеркнул важность и актуальность выбранной для обсуждения темы. Он акцентировал внимание на том, что одна из основных задач, предусмотренных Стратегией безопасности дорожного движения на 2018–2024 годы, связана с разработкой регламента взаимодействия заинтересованных служб при получении сигнала о ДТП с пострадавшими. Ленар Габдурахманов отметил, что МВД России совместно с представителями министерств-участников дискуссии занимаются разработкой документа. В нем должны быть предусмотрены основные алгоритмы взаимодействия.

В ходе выступлений было отмечена значимость своевременного оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Так, по данным Минздрава, до 32 % погибших в автоавариях могли остаться в живых, если бы получили экстренную и госпитальную медицинскую помощь в первый, «золотой час». «Анализ ДТП в 2021 году показал, что в течение первого часа с момента происшествия бригады скорой медицинской помощи прибывали на место ДТП в 99,4 % случаях. При прибытии бригад на место позднее, чем через 20 минут, тяжесть последствий увеличивается в полтора раза и более», – отметили в Минздраве.

Среди факторов, не позволяющих медикам оказаться на месте своевременно, – от погодных условий до неудовлетворительного состояния дорог, отсутствия телефонной связи на отдельных участках. Каждый из них подробно проанализировали в ходе дискуссии.

Так, решением части проблем могло бы стать создание межведомственного единого колл-центра на базе Минздрава, где смогут принимать сведения о пострадавших в ДТП, а в случае необходимости – давать консультации присутствующим на месте автоаварии людям о том, как квалифицированно оказать первую помощь и дождаться приезда медиков. Набор действий, как отметили в Минздраве, при этом достаточно простой, но для этого нужны конкретные практические решения – проведение занятий по обучению навыкам оказания медицинской помощи с различными категориями участников дорожного движения, в том числе в видеоформате и с помощью учебных пособий, развитие телемедицины. Одним из факторов снижения смертности может стать более масштабное использование ресурсов санитарной авиации. Особенно это касается автодорог в малонаселенных регионах страны.

Зачастую на место ДТП первыми прибывают сотрудники дорожно-патрульной службы. «Для того, чтобы помощь была оказана своевременно и квалифицированно, в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения» в подразделения Госавтоинспекции с 2019 по 2022 годы поступило 13 тысяч новых патрульных автомобилей, 12,5 тысяч комплектов укладок для оказания первой помощи», – сообщил заместитель руководителя российской Госавтоинспекции Ленар Габдурахманов. – Кроме того, инспекторский состав проходит обучение по программам оказания первой помощи. Уже завершили изучение специализированных программ более 9 тысяч сотрудников. Еще 30 тысяч инспекторов ДПС также должны получить необходимый набор навыков». В прошлом году было зарегистрировано порядка 1,2 тысяч фактов оказания помощи пострадавшим в ДТП сотрудниками Госавтоинспекции, практически в каждом из них использовались медицинские укладки.

Под руководством экспертов Минздрава разработан атлас первой помощи – пособие для сотрудников Госавтоинспекции, предназначенное для применения в ходе учебного курса и для самостоятельного изучения.

Представители МЧС в ходе круглого стола разъяснили, как формируются места дислокации подразделений, затронув вопрос «неприкрытых» участков автодорог со значительной протяженностью.

Также в ходе круглого стола было отмечено, что из всех ДТП, произошедших в границах населенных пунктов, в 90 % ДТП бригады скорой помощи прибывали в течение первых 20 минут. А на ДТП, совершенные вне населенных пунктов, – в 67 % ДТП. В этой связи одним из наиболее эффективных решений данной проблемы представляется опыт создания на федеральных автомобильных дорогах трассовых пунктов медпомощи. Пример – опыт Красноярского края и Нижегородской области. В первом регионе функционируют 5 таких пунктов, во втором – зоны ответственности по организации медицинской помощи на участке автодороги М-7 «Волга», а также схемы доставки пострадавших при ДТП имеют четкое распределение. Кроме того, в Нижегородской области созданы травмоцентры различных уровней, в том числе оказывающие помощь по кустовому принципу, экстерриториально. Утвержден алгоритм маршрутизации пациентов, пострадавших при ДТП. Есть отдельные соглашения, в рамках которых происходит взаимодействие, если ДТП зафиксировано в приграничных районах.

Отдельное внимание участники круглого стола уделили технической стороне обеспечения взаимодействия служб и извещения о ДТП. Так, представитель Минцифры России пояснил, что ведомство регулярно проводит мониторинг покрытия сотовым сигналом максимального количества автодорог, постоянно увеличивая охват территорий.

При наличии в автомобиле системы ГЛОНАСС факт ДТП фиксируется датчиками. Информация о ДТП при наличии устройства оперативно поступает оператору для передачи через «112» в соответствующие оперативные службы.

Завершая дискуссию, заместитель руководителя российской Госавтоинспекции Ленар Габдурахманов подчеркнул, что от совместных решений и организации работы на местах зависит оперативность реагирования при оказании пострадавшим в ДТП первой помощи. Все предложения, поступившие в ходе круглого стола, будут учтены при разработке регламента взаимодействия служб, участвующих в оперативной ликвидации последствий ДТП.

Первоисточник: Дороги и транспорт