До конца 2027 года на федеральных автодорогах построят и реконструируют 777 искусственных сооружений


Реализацию масштабных проектов в области отечественного мостостроения обсудили сегодня на круглом столе «Дорожное строительство в России: мосты и искусственные сооружения». Мероприятие прошло в рамках Х Международной специализированной выставки-форума «Дорога 2022» в Казани. В нем приняли участие представители Федерального дорожного агентства и подведомственных ему казенных учреждений, региональных дорожных ведомств, ФАУ «РОСДОРНИИ», научного и бизнес-сообщества.

Сегодня роль искусственных сооружений в дорожном строительстве невозможно переоценить ‒ они являются соединительными элементами транспортных магистралей, которые непосредственно влияют на качество жизни как отдельных людей, так и целых регионов.

По словам заместителя начальника Управления строительства автомобильных дорог Росавтодора Станислава Товбина, в 2022 году на федеральных трассах планируют ввести в эксплуатацию 56 искусственных сооружений ‒ объектов строительства и реконструкции. Их общая протяженность превысит 4,3 тыс. пог. м.

«В рамках пятилетнего плана предусмотрен ввод в эксплуатацию 721 искусственного сооружения общей протяженностью 47,2 тыс. пог. м. Таким образом, в период 2022‒2027 годов в рамках работ по строительству и реконструкции планируется ввести 777 мостовых сооружений общей протяженностью 51,5 тыс. пог. м», ‒ отметил Станислав Товбин.

Один из самых масштабных проектов ‒ мост через реку Каму длиной 1,3 км. Его возводят в рамках I этапа строительства обхода Нижнекамска и Набережных Челнов, входящего в состав скоростного транспортного маршрута Казань – Екатеринбург.

Также среди значимых ‒ мосты через Волго-Донской судоходный канал, реку Суру (в рамках строительства и реконструкции участков трассы М-7 «Волга») и Волгу (на обходах Саратова и Астрахани).

«Строительство этих сооружений имеет высокую социальную значимость не только для конкретных регионов, но и для транспортной системы всей Российской Федерации», ‒ подчеркнул спикер.

Об особенностях проектирования и строительства искусственных сооружений в составе трассы М-12 рассказал главный инженер проектов по проектированию искусственных сооружений Государственной компании «Автодор» Николай Рогов.

Протяженность М-12 Москва – Казань составляет 810 км. Это 10 участков строительства, где возведут 317 искусственных сооружений общей протяженностью 25,9 км. В их числе ‒ вантовый мост через Оку длиной 1 893 м и мост через Волгу длиной 3 342 м.

По словам Николая Рогова, исполнение директивных сроков потребовало мобилизации большого количества геологоразведочной техники и инженерно-технического персонала. В частности, в одно время было одновременно задействовано до 100 единиц буровой техники. Был организован масштабный пооперационный контроль с использованием средств фотовидеофиксации на местах производства геологических работ. Производилось научное сопровождение проекта со стороны ведущих профильных НИИ и лабораторий.

Эти меры позволили принять оптимальные технические решения в процессе строительства искусственных сооружений, особенно в части работы с грунтами, предрасположенными к карстовым проявлениям.

«На сентябрь 2022 года строительная готовность железобетонных свайных оснований составляет 94 %, опор ‒ 76 %, пролетных строений ‒ 50 %», ‒ отметил  Николай Рогов.

Он также напомнил, что проектирование трассы М-12 началось в 2020 году, а завершить весь объем работ планируют в 2024-м.

О программе по обновлению искусственных сооружений в Татарстане рассказал заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства республики Артем Чукин. Он отметил, что из 2,8 тыс. мостовых сооружений в аварийном состоянии находится 302, или 10,7 %. До конца 2024 года специалисты приведут к нормативу 124 сооружения общей протяженностью более 4,5 тыс. пог. м., причем работать будут на аварийных объектах.

«Мы определили, где в первую очередь будем проводить ремонт, сделали определенную классификацию, исходя из видов автомобильных дорог, из их социальной значимости, функционального класса, ‒ рассказал Артем Чукин. ‒ Все объекты, которые будут отремонтированы в ближайшие три года, отобраны таким способом».

В результате за три года будут обновлены более 40 % аварийных сооружений республики Татарстан.

Также в рамках круглого стола обсудили вопросы проведения государственной экспертизы и нормативно-технического регулирования для обеспечения необходимого уровня качества и безопасности при строительстве искусственных сооружений.