Проект новой концепции развития дорожного образования представили на выставке-форуме «Дорога 2022»


Текущую проблематику дорожного образования и принципы его развития в высших и средних специальных учебных заведениях обсудили участники Всероссийского совещания «Развитие кадрового потенциала дорожного хозяйства».

В мероприятии приняли участие руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков, президент Ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей «Р.О.С.АСФАЛЬТ», председатель Технического комитета по стандартизации № 418 «Дорожное хозяйство» Николай Быстров, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин, представители Российского университета транспорта, Московского и Сибирского государственных автомобильно-дорожных университетов, а также других отраслевых организаций и образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов для дорожно-строительной отрасли.

Мероприятию предшествовало заключение соглашений о сотрудничестве и взаимодействии в области развития дорожного образования между Федеральным дорожным агентством и Российским университетом транспорта (РУТ), а также между РУТ, МАДИ и СибАДИ.

«Основа развития кадрового потенциала отрасли – образование. Этот вопрос актуальный, есть большое количество незакрытых тем в части развития кадрового потенциала. Они не касаются непосредственно отраслевой тематики, а носят общесистемный характер. Но нам надо, чтобы кадровый потенциал воспитывался, развивался и совершенствовался с учетом развития современных технологий и техники», – отметил в приветственном слове Роман Новиков.

Николай Быстров презентовал проект концепции развития дорожного образования до 2035 года, разработанный отраслевыми экспертами вместе со специалистами Ассоциации дорожного образования и Академии дорожного хозяйства РУТ (МИИТ).

Спикер перечислил основные проблемы в области подготовки дорожных кадров с высшим образованием: отсутствие четкого разделения компетенций и сфер трудоустройства бакалавров и магистров, низкий уровень адаптации выпускников вузов к современным требованиям производства. Также он обратил внимание на такие аспекты, как отсутствие отраслевых специальностей в пятилетних программах обучения, снижение количества бюджетных мест и отсутствие роли регуляторов дорожной деятельности в совершенствовании системы организации высшего образования.

Со слов Николая Быстрова, регулирование отраслевого образования важно для формирования единообразных образовательных программ, соответствующих требованиям отрасли. По данным докладчика, в настоящее время более 50 вузов, осуществляющих подготовку кадров для дорожной отрасли, вправе самостоятельно формировать образовательные программы, и этот процесс не регулируется ни Минтрансом России, ни Федеральным дорожным агентством. Федеральные государственные образовательные стандарты по подготовке специалистов в области дорожно-строительной деятельности также не подлежат согласованию с отраслевыми организациями в должной мере.

«Вопрос, который мы задали себе, анализируя ситуацию: какие существуют обязательства у образовательных учреждений по согласованию образовательных программ с главными регуляторами дорожной деятельности – Минтрансом, Росавтодором? Образовательные программы в дорожной сфере не требуют согласования с отраслевыми организациями», – подчеркнул Николай Быстров.

Новая концепция развития дорожного образования учитывает необходимость взаимодействия и вузов, и регуляторов дорожной деятельности, и производственных и общественных организаций. Координация деятельности по развитию системы образования при этом возлагается на учебно-методический центр в области дорожного хозяйства, роль которого призвана исполнить Академия дорожного хозяйства при Российском университете транспорта, образованная в сентябре 2022 года.

Руководители МАДИ, СибАДИ и других вузов, подготавливающих отраслевых специалистов, рассказали об особенностях своей работы: формировании современных образовательных программ, сотрудничестве с производственными организациями и стимулировании научной деятельности.

И. о. ректора ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» Наталья Золотарева рассмотрела задачи учреждений среднего профессионального образования (СПО) в рамках реализации программы «Профессионалитет», рассчитанной до 2030 года. Этот федеральный проект направлен на синхронизацию кадровой потребности предприятий с возможностями системы СПО.

«Это флагманский проект для системы среднего профессионального образования, его реализует Министерство Просвещения РФ. Он вобрал в себя все лучшее, что существует в практике подготовки специалистов среднего звена, и усилен современными технологиями. Колледж – центральное место подготовки кадров в рамках проекта «Профессионалитет», причем в новом контексте – с еще более тонкой настройкой образовательного учреждения на потребности конкретных работодателей, с повышением интенсивности и эффективности учебного процесса, внедрением в него цифровизации», – отметила Наталья Золотарева.

Участники мероприятия сошлись во мнении о необходимости совместного участия в создании типовых образовательных программ – в сферах как высшего, так и среднего профессионального образования. Подспорьем для этого станет новый учебно-методический центр на базе Академии дорожного хозяйства, который сделает профессиональное взаимодействие более эффективным.